Сопровождение незрячего человека и общение с ним – не такая уж простая задача. Каждый случай уникален, но есть несколько общих правил этикета. Разберем, что можно и нельзя делать при общении со слепым пожилым человеком.
Как взаимодействовать со слепыми и слабовидящими людьми
Когда входите в комнату к незрячему человеку, всегда сообщайте об этом. Например, «Привет, это Наташа». Не думайте, что он всегда узнает вас по шагам или голосу.
Если наоборот, незрячий входит к вам в комнату, сообщите ему, кто конкретно там находится, если он еще не в курсе.
Если в разговоре участвует несколько людей, обращайтесь к незрячему человеку по имени, чтобы он понимал, когда вы разговариваете именно с ним. Можно привлечь внимание, слегка коснувшись его руки.
Не уходите, не сообщив, что собираетесь отойти от человека. Иначе он не заметит, что вы ушли и продолжит разговор. Пожилому человеку будет неприятно и обидно, когда он поймет, что говорит с воздухом.
Не переставляйте предметы или мебель в комнате пожилого человека, не сообщив ему об этом. Не перекладывайте вещи с привычных мест.
Не оставляйте межкомнатные двери приоткрытыми. Закрывайте их или открывайте полностью.
Если вы видите, что незрячий человек может попасть в опасную ситуацию, спокойно и четко предупредите об этом.
Если наливаете попить, не наполняйте стаканы и кружки до краев. Если ставите еду или напитки перед незрячим человеком, скажите ему об этом. Он может быть увлечен разговором и нечаянно смахнуть все со стола.
Читайте также «Как ухаживать за пожилым человеком, потерявшим зрение».
Как сопровождать незрячего пожилого человека
Прежде чем помогать незрячему человеку, всегда сначала спрашивайте, нужна ли ему помощь и как вы можете помочь. Помните, что если кто-то слепой, это не всегда означает, что он вообще ничего не видит.
Если человек принял вашу помощь, позвольте ему самому взять вас за локоть. Скажите: «Вот мой локоть» и поднесите руку поближе.
Не нужно тянуть, подталкивать впереди себя, дергать за руки незрячего человека, отбирать трость, сумку или хвататься за них. Ему это неудобно и унизительно. Идите, как обычно.
Будьте конкретны, описывая местоположение. Например, не указывайте рукой и не говорите «Дверь там», скажите: «Дверь слева от тебя». Не используйте ориентиры, для которых нужно зрение. Например, не говорите «Там зеленая дверь», скажите «Вторая дверь справа от тебя».
Сообщайте о препятствиях на пути слепого человека – предупреждайте о стульях, ступеньках, бордюрах, шкафчиках, выступающих боковых зеркалах автомобилей, деревьях и так далее.
При приближении к лестнице немного сбавьте скорость. Обязательно уточните, куда ведут ступеньки – вверх или вниз. Позвольте незрячему человеку найти поручень и нащупать первую ступеньку.
Не забывайте, что незрячий человек не сможет увидеть происходящее. Обязательно подробно расскажите, если рядом что-то происходит.
Подводя слепого человека к сиденью, сообщите ему, это стул, кресло или табуретка. Направьте его руку к спинке или сиденью, чтобы он мог почувствовать положение предмета и сесть.
Не бросайте незрячего человека посередине комнаты или зала. Уточните, где ему удобнее и безопаснее встать, подведите к стене или другой опоре.
Как разговаривать с пожилым человеком, потерявшим зрение
Вот несколько советов, которые помогут лучше общаться.
Адресуйте вопросы непосредственно незрячему, а не его сопровождающим. Любому человеку будет неприятно, если о нем говорят в третьем лице.
Разговаривайте с естественной громкостью, не кричите. Потеря зрения не означает потерю слуха.
Не нужно говорить покровительственным, снисходительным тоном и общаться с незрячим человеком как с ребенком.
Не стоит изо всех сил избегать слов «увидел», «видишь ли», «увидимся завтра» и подобных фраз, иначе вы оба будете чувствовать себя неловко. Это обычный лексикон каждого человека, в том числе незрячего.
Слова «слепой» и «слабовидящий» могут звучать обидно для человека с нарушением зрения. Лучше замените их на «незрячий».
В пансионате «Благо» ваши пожилые родственники будут под круглосуточным присмотром. Узнать про услуги и условия проживания можно по телефону +7 (4212) 69-16-48.