Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддержал запрет на использование в объявлениях о найме на работу указаний на максимально допустимый возраст соискателей, а также призвал работодателей активнее вовлекать пенсионеров в экономику. Эффективность первой меры сомнительна, но, похоже, чиновникам неизбежно придется стимулировать россиян к труду в старости — к 2030 году число получателей пенсии сравняется с численностью работающих.
Заявление Дмитрия Медведева значимо тем, что правительство впервые, по крайней мере на столь высоком уровне, сообщило о мерах по стимулированию занятости пенсионеров. По словам премьер-министра, в России в настоящее время работают 10 миллионов пенсионеров, и еще 300 тысяч хотели бы работать. «Мы говорим о наступающем дефиците трудовых ресурсов — это действительно такая притча во языцех. Но пожилые люди — это, как правило, опытные кадры», — заявил премьер. Что касается объявлений о вакансиях с ограничением возраста соискателей, то Медведев отметил, что «такого рода указания выглядят недостойно».
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин тут же сообщил, что накануне его ведомство направило в правительство поправки в закон «О занятости» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие указывать возрастные ограничения в объявлениях о приеме на работу. Топилин пояснил, что поправки предусматривают санкции для компаний, публикующих вакансии с «возрастным цензом». Кроме того, министр труда сообщил о дополнительных мерах, которые позволят привлечь к работе пожилых россиян: в частности, региональным центрам занятости разрешат тратить деньги на профессиональную переподготовку не только безработных трудоспособного возраста, но и пенсионеров.
Маловероятно, что такими мерами удастся трудоустроить значительную часть пенсионеров и избежать «наступающего дефицита трудовых ресурсов». В настоящее время дискриминация работников по полу, возрасту, расовой или религиозной принадлежности, языку, месту жительства, социальному, должностному или имущественному положению и так уже запрещена статьей 64 Трудового кодекса РФ. Тем не менее на сайтах крупнейших кадровых агентств многие вакансии содержат указания на пол и возраст. Даже если работодателям и запретят указывать возраст в объявлениях, ничто не помешает кадровым работникам отказывать пожилым соискателям вакансий после телефонного звонка или собеседования.
Что касается курсов переподготовки, то их популярность не очень высока, и реальную помощь безработным они приносят в основном в небольших городах и селах. Эффект могли бы дать меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию, о которых несколько месяцев назад говорил Минфин. Деловая пресса писала, что ведомство предлагает значительно увеличивать размер пенсий для тех граждан, которые отказываются от их получения по достижении пенсионного возраста и продолжают работать еще несколько лет. Министр финансов Антон Силуанов заявлял, что предложения ведомства будут представлены осенью 2012 года, но в итоговую пенсионную стратегию какие-либо шаги в этом направлении не попали (подробно о пенсионной реформе можно прочитать в предыдущем материале «Ленты.ру»). Тем не менее интерес чиновников к тому, чтобы как можно больше пенсионеров продолжали работать, очевиден.
Демографический кризис
Главная причина, побуждающая чиновников активно вовлекать пенсионеров в экономику, — рост числа последних при сокращении численности трудоспособного населения. К чему это может привести, говорится, в частности, в докладе Института экономической политики имени Гайдара «Ключевые развилки пенсионной реформы», представленном в Москве 18 декабря.
Согласно данным авторов доклада, в настоящее время российская бюджетная система расходует на пенсионное обеспечение 8,6 процента ВВП, в то время как в других странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, известная также как «клуб богатых стран») показатель равняется всего 7,1 процента. При этом в России более молодое, чем в большинстве государств ОЭСР, население, а возраст выхода на пенсию ниже. Страховые тарифы, которые направляются на содержание ныне живущих пенсионеров, в РФ составляют 22 процента против среднего по ОЭСР 16,8 процента. Таким образом, возможности повышения налогов для роста пенсий исчерпаны, поскольку высокие страховые взносы, кроме прочего, препятствуют развитию несырьевых секторов экономики и выводу зарплат «из тени».
В будущем, отмечают в Институте Гайдара, ситуация только ухудшится. Это будет обусловлено низким пенсионным возрастом, невысоким необходимым минимальным трудовым стажем, а также ростом продолжительности жизни. Так, к 2030 году, по подсчетам института, число получателей пенсии сравняется с числом работающих граждан. Это приведет к падению коэффициента замещения утраченного заработка (отношения пенсий к зарплатам). Кроме того, пенсионеры составят около половины избирателей, что сделает невозможным какие-либо резкие шаги в пенсионной сфере.
Прогноз численности работников организаций и численности получателей трудовых пенсий.
Естественным ответом на старение населения является повышение пенсионного возраста. За такой шаг долгое время выступало Министерство финансов, однако эта мера традиционно вызывает ряд возражений. Ее противники ссылаются на трудности, возникающие у пенсионеров при поиске работы, плохое состояние здоровья населения, из-за которого пожилые люди действительно не могут работать, а также на низкую продолжительность жизни. Последнее возражение является не вполне корректным: показатель учитывает и раннюю (в том числе младенческую) смертность, а сроки дожития (жизни после выхода на пенсию) в России сопоставимы с развитыми странами. Тем не менее в 2012 году в РФ от повышения пенсионного возраста окончательно отказались (считается, что это было сделано из-за позиции президента Владимира Путина).
Соотношение средней пенсии и средней заработной платы в 2013—2030 годах
«Деятельное долголетие»
В Институте Гайдара предлагают свое решение проблем, связанных с демографическим кризисом. Эксперты института констатируют, что кризис пенсионной системы, наблюдающийся в настоящее время во многих странах, и в России в том числе, связан с устареванием распределительной схемы. Кроме высокой налоговой нагрузки на экономику, которую она порождает, распределительная система подрывает желание населения трудиться, ограничивает полноценную жизнь человека пенсионным возрастом и усиливает политический популизм. Поэтому в институте предлагают ее постепенно отменить и перейти к новой системе, которая будет предусматривать значительные добровольные накопления граждан и «государственную страховку от бедности». Последняя будет гарантировать доход независимо от возраста: человек может стать нетрудоспособным в 50 лет или оставаться здоровым и активным до 80-ти.
Поскольку подобный переход требует и политической воли, и значительного времени, в Институте предлагают временную стратегию «деятельного долголетия», которая очень похожа на уже упомянутые разработки Минфина. Программа предполагает, что гражданам, добровольно согласившимся отложить выход на пенсию, государство каждый год будет увеличивать размер будущих выплат. Так, если гражданин решит проработать еще пять лет после наступления пенсионного возраста, его пенсия должна вырасти вдвое. При этом пенсионные права предлагается передавать по наследству, если гражданин до пенсии не доживет. По мнению авторов стратегии, она не будет восприниматься населением как повышение пенсионного возраста и в то же время поменяет психологию людей, которые станут меньше надеяться на государство и стараться дольше сохранять трудоспособность.
То, что у государства трудовой резерв среди пенсионеров есть, очевидно, но его размеры могут быть сильно преувеличены. В настоящее время в стране насчитывается 38 миллионов человек, получающих трудовую пенсию. В то же время, по словам директора департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда России Аркадия Соловьева, из них пенсию по старости получают всего 22 миллиона человек. Остальные — это пенсионеры по инвалидности, по потере кормильца и те, кто имеет право на досрочную пенсию. Соловьев отметил, что в настоящее время в России граждане уже могут откладывать выход на пенсию, но такой возможностью за всю 10-летнюю историю программы воспользовалось всего шесть (!) человек.
По данным Минтруда, сейчас в стране насчитывается 10,9 миллиона досрочных пенсионеров, и подавляющее число из них продолжает работать. Таким образом, учитывая 10 миллионов уже работающих пенсионеров по старости, у государства остается резерв в 12 миллионов человек (при этом, однако, неизвестно, сколько из них нетрудоспособны). Для сравнения, в настоящее время в стране работают более 70 миллионов человек.
В начале декабря 2012 года Фонд «Общественное мнение» провел опрос 2500 респондентов предпенсионного возраста в 105 населенных пунктах России и выяснил, что 55 процентов граждан намерены продолжать работать после выхода на пенсию. Из них 63 процента утверждают, что хотят и смогут сохранить текущее место работы. При этом российские граждане имеют достаточно высокие ожидания от жизни на пенсии: 58 процентов хотели бы помогать детям и внукам, а 67 процентов — путешествовать. Примечательно, что интерес к упомянутой программе Института Гайдара выразили 18 процентов опрошенных, а четыре процента согласились бы в ней участвовать.
Возможно, меры, названные накануне премьер-министром Дмитрием Медведевым, и не принесут серьезных результатов. В то же время очевидно, что занятость пенсионеров может стать поддержкой экономики России во время демографического кризиса. В 2020 году на пенсию будут выходить люди, родившиеся в 1960-м и в 1965 году и сделавшие значительную часть своей карьеры в 2000-х и 2010-х, а следовательно, намного лучше адаптированные к рыночной экономике, чем нынешние поколения пенсионеров. Учитывая их недоверие к государственной помощи, Россия может стать страной работающих пенсионеров и без повышения пенсионного возраста и каких-либо других правительственных мер.